Система Orphus

Главная » Велосипеды города

Велосипеды города

Дата добавления: 2017-08-07

Когда впервые велосипед проехал улицами Елисаветграда, и кто крутил его педали – неизвестно. Но очевидно, что это было не позже 1893 года. Именно в этом году в городе основали «Елисаветградское общество велосипедистов-любителей».

документ

Согласно листа, который вице-президент этого общества Н.А. Линденблюм адресовал городской управе, состоянием на 13 августа 1896 года членами общества было 26 человек. Среди них такие известные в городе лица, как владельцы машиностроительных заводов Е.Бургард и Е. Эльворти. 19 членов общества имели по одному велосипеду, а у Бургарда их было два. А вот у членов общества Яцуты, Когана, Бринкина, Пухальского, Зайдемана и Ямпольского велосипедов вообще не было. Не имело собственных веломашин и само общество. Зато был учитель велосипедной езды И. Петренко, который имел три велосипеда и сдавал их напрокат. Сколько вообще было велосипедов в Елисаветграде – общество не имело такой информации.

В фондах Госархива области сохранился только один интересный документ городской управы, датированный 1896 г. Это список лиц, которые имели велосипеды в Елисаветграде. В нем 58 фамилий, в собственности которых было 65 веломашин. Среди них ветеринарный врач С. Зерцалов, учитель музыки Г.Нейгауз (два велосипеда), Мейтус, Заславский, И. Макеев (три велосипеда), Эльворти. Четыре работника завода последнего, фамилии которых не указаны в списке, также имели велосипеды.

велосипед

В следующем документе за той же год, который был направлен губернатору, читаем, что в Елисаветграде было около ста владельцев велосипедов. Городская управа просила у губернатора разрешения на установления ежегодного сбора по 5 рублей с тех, кто имел по одному велосипеду, и 8 рублей за каждый велосипед для тех, кто имел два и больше веломашин. Сбор нужно было оплатить до 1 мая и взять номер на велосипед так, чтобы был заметен для пешеходов во время езды. Кто не успел оплатить сбор до 1 мая, вносил двойную оплату. Если кто продавал велосипед, то номер оставался за новым владельцем.

Не подлежали налогообложению велосипеды почтовых работников, военных и полицейских чинов, на которых они выполняли служебные обязанности. Также не нужно было платить сбор за велосипеды трехколесной конструкции, поскольку они были детскими. Те, кто освобождался от оплаты сбора, также брали в управе номера на свои велосипеды. Только на детские трехколесные велосипеды не нужны были номерные знаки.

За данными 1905 года, собственники велосипедов ежегодно оплачивали до городской казны сбор в сумме 1 рубля 50 копеек. Та, чтобы его не платить, собственники веломашин не ставали на учет в городской управе и не получали номера. Поэтому власть просила полицейских задерживать безномерные велосипеды. Так, как сообщает газета «Голос Юга», в марте 1910 года за езду на велосипеде без номеров полиция притянула к ответственности Зубова и Лукина.

В 1906 году был веден налог на велосипеды, как сообщала газета «Новая волна» от 20 мая 1906 года: «Доход от взимания городом налога на велосипеды до сего времени в 75 рублей: выбрано 50 номеров».

В мае 1907 года на Кавалерийском бульваре открывается на плацу, где производится учение юнкеров, велосипедный трек с оплатой за вход 10 копеек. На треке будет производиться обучение велосипедной езде, а также ремонт велосипедов. Владельцем трека Аксенфельдом выписано несколько десятков велосипедов новейшей конструкции. Трек будет открыт для «учения» с 7 часов утра до 12 часов, а с 12 часов до вечера – для общей езды. (газета 21 Канал, №22 (1528), 27.05.2021)

Часто велосипеды нарушал правила, ездили тротуарами и совершали наезды на пешеходов. Так 13 мая 1908 г. по Миргородской улице велосипедист сбил с ног гимназистку. В номере за 10 сентября 1913 года газета «Голос Юга» сообщала: «Один из фланирующих по Дворцовой велосипедистов третьего дня наехал на 8-летнюю девочку и причинил ей несколько серьезных ушибов. К месту происшествия собралась толпа. Велосипедист успел скрыться».

9 мая 1908 года на плацу Кавалерийского бульвара, где обучались юнкера, открыли велосипедный трек. Плата за вход – 10 копеек. С 7-и часов утра обучали езде и ремонтировали велосипеды, а после обеда просто катались. Для этого владелец трека Аксенфельд выписал несколько десятков велосипедов новейшей конструкции. Этот же Аксенфельд в 1910 году на плацу возле Макеевского бульвара устроил еще один велосипедный трек для гонок. В марте того года С. Крынский основал спортивный кружок, для чего арендовал большой двор, и устроил на нем велосипедномоторные гонки с призами.

Как сообщала газета «Голос Юга», за четыре месяца 1910 года велосипедисты Елисаветграда сплатили до городской казны 180 рублей сбора. (газета 21 Канал, №23 (1321), 08.06.2017 г.)

Нас просят обратить внимание на то, что велосипедисты продолжают ездить по тротуарам, мешая движению пешеходов (газета «Голос Юга», 29 июня 1911 год )

За данными 1913 года С. Константиновский имел 31 велосипед, а Л. Сокрянский – 10, и сдавали их напрокат, но сбор до городской казны не платили, за что потерпели преследования со стороны власти. Мастерская Сокирянского располагалась в доме Мексина по улице Покровской.

"Велопробегом по бездорожью и разгильдяйству". Пробег в рамках спортивного праздника к 40-й годовщине революции. Улица К. Маркса, октябрь 1957 г.

Велопробег 1957 год
Велопробег 1957 года
Фото: С фонда ЦДІАУ

Велосипедисты общества «Спартак» провели многодневный агитпробег, посвященный открытию ХХИИ съезда КПСС. Спортсмены прошли по маршруту Кировоград - Одесса - Николаев - Кировоград, преодолев более 709 километров.( газета «Молодой коммунар», октябрь 1961 )

Количество просмотров: 4179


При использовании материалов сайта, гиперссылка на официальный сайт http://www.elisavetgrad.ho.ua обязательна

// // //
  Наверх